— некоторого количества специальных искусственных спутников (для полного и постоянного покрытия всей Земли их должно быть как минимум 24, но наиболее популярная на сегодня (и практически единственная полноценно действующая) американская система NAVSTAR включает в себя целых 28 (правда, некоторые из них — запасные);
— наземного комплекса управления, держащего, что весьма важно, в актуальном состоянии спутниковые часы (они синхронизируются с находящимися на Земле специальными атомными часами), отслеживающего с высокой точностью реальное местоположение спутников и, при необходимости, корректирующего их орбиты; — и, само собой, — из GPS -приемников самого разного класса, от стодолларовых любительских до сложнейших профессиональных. Кроме того, на Земле могут располагаться специальные радиомаяки, позволяющие значительно повысить точность измерений.
Итак, объект, находящийся на Земле, при помощи [b]GPS[/b]-приемника ловит радиосигналы с трех, а лучше — с четырех спутников системы, синхронизирует с ним свои часы, а дальше измеряет время прохождения радиосигнала со спутника и вычисляет таким образом расстояние до него. Сопоставляя эти расстояния для трех или четырех видимых спутников с помощью несложных тригонометрических построений, которые многие помнят еще по старшим классам средней школы (конечно, на деле эти вычисления значительно сложнее, но основной принцип — тригонометрический), прибор вычисляет свои географические координаты с точностью до нескольких метров. Можно даже определить высоту над уровнем моря, хотя эти измерения обычно получаются менее точными. Если же объект движется, то по координатам в разные моменты времени определяются направление и скорость движения.
На первый взгляд все кажется очень простым — только, как и в случае с мобильной телефонией, для всего этого нужна суперсложная инфраструктура, которую может создать только высокоразвитая цивилизация!
Путь к точности
Точность определения положения зависит от целого ряда факторов: например, от сиюминутного состояния ионосферы, которая влияет на скорость прохождения радиоволн. Некоторые скептики предрекают даже сбои в работе GPS из-за повышения активности Солнца в 2011—2012 годах, но, скорее всего, это большая страшилка, подобная успешно решенной проблеме Y2K, хотя некоторые проблемы, не исключено, и возникнут. Есть и другие источники ошибок в измерениях: задержка радиоволн в тропосфере, погрешности хода часов на спутнике и в приемнике, неучтенные возмущения орбит, просто не самая удачная конфигурация спутников в момент измерения. Тем не менее совокупная погрешность редко выходит за десяти—пятнадцатиметровые пределы (уточним, что речь идет о единственной полноохватной и реально работающей американской системе NAVSTAR). Причем на самом деле в большинстве случаев точность бывает заметно большей. Правда, до 2002 года такая «прецизионность» была доступна только военным и прочим государственным ведомствам США, а для гражданского применения был выделен специальный канал «пониженной точности» (до 100 метров). Правительство США, контролирующее систему NAVSTAR, оставило за собой право в любой момент закрыть «точный» сигнал для широкого пользования. Но если такое вдруг и произойдет, то на NAVSTAR свет клином не сошелся, существуют и другие системы (см. подверстку).
Вторая проблема геопозиционирования, особенно характерная для России с ее особенностями государственного менталитета, — это точность карт, выпускаемых для широкой публики. То есть вы можете довольно точно вычислить свои физические координаты, но, сопоставив их с картой, — оказаться в серьезном заблуждении. Мало-помалу эта проблема решается — кто-то оцифровывает добытые «левым» путем крупномасштабные карты Генштаба, кто-то пользуется лежащими в открытом доступе в Интернете спутниковыми картами, так что главное, что процесс пошел.
GPS — это еще не все
Сама аббревиатура GPS сейчас почти намертво увязана с американской системой NAVSTAR, поэтому профессионалы предпочитают говорить о системах геопозиционирования. Они вовсе не ограничиваются NAVSTAR. Существует еще и отечественная система ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система), официально принятая в эксплуатацию в 1993 году, но до сих пор не вышедшая на проектную мощность. Есть и еще несколько сравнительно простеньких, специализированных систем: четырехспутниковая «Цикада» для морской навигации, давняя шестиспутниковая «Циклон», чья эксплуатация продолжается, несмотря на худшие результаты позиционирования, чем у систем более современных, военная система «Парус»… Существует базирующаяся едва ли не на двух спутниках китайская Beidou, работающая в основном на территории Китая. Самое интересное, что ждет нас на этом поприще, — это европейская система Galileo. Это будет первая система с метровой точностью, создаваемая исключительно для гражданских нужд и теоретически неподконтрольная ни военным, ни государственным ведомствам. Предполагается, что она должна войти в строй в следующем году, когда на орбиту выйдут все 30 запланированных спутников (3 из них — резервные).